Landscrown N1
Хулиганизм в девяностые годы

Проблема хулиганизма занимает с каждым днем все более прочные позиции в списке актуальных проблем нашего времени. Связано это не только с повышением интереса к футболу как таковому, но и с автономным развитием хулиганизма. Целью данной статьи, таким образом, является вольное размышление на тему хулиганизма с привлечением материалов из книги Ральфа Эка ''Hooligans'' и сайта немецких хулиганов.

Конец семидесятых, начало восьмидесятых ознаменовались появлением нового течения британской фан-сцены: ''casuals'', которое было ориентировано на новый стиль одежды. Представители этого движения не стремились подчеркнуть свое рабочее происхождение с помощью одежды, как это делали скинхеды, а наоборот стремились одеться в неброские, но достаточно дорогие вещи. Так как они были настроены в основном на проведение боевых акций, то не стремились они также подчеркнуть свою принадлежность к клубу ношением атрибутики, в связи с тем, что это давало возможность правоохранительным органам быстрее вычислять этих trouble makers. ''Любимыми марками одежды Casuals были Lois, Pringle u Lacoste. Стоимость весьма любимых Casuals'ами курток и пальто фирмы ''Stone Island'' редко была ниже 600 DM''1.

В восьмидесятые годы футбольный мир сотрясает ряд катастроф, самой известной из которых оказалась так называемая ''Брюссельская битва'' (Ювентус Турин и Ф.К. Ливерпуль, Европейские кубки, 39 убитых и более 350 раненых).

И вот конец восьмидесятых, связанный с новой кровавой катастрофой и появлением новой фанкультуры:

Несмотря на то, что органы власти и клубы после Бредфорда и Брюсселя предприняли много усилий по повышению безопасности, в апреле 1989 года разыгралась в Англии новая катастрофа. Вопреки первым сообщениям прессы трагедия на Шеффилдском Hilsborougstadion с 95 убитыми не была хулиганской акцией.

В связи с алкогольным запретом в окрестностях стадиона от 1985 года фанаты проводили все время до футбола в кабаках, чтобы не нарушать запрет в открытую (запрет был составлен таким образом, что мало-мальски думающий человек мог обнаружить в нем массу обходных путей). По этой причине к самому началу матча перед стадионом скопилось достаточно большое количество народа, в том числе и фанаты Ливерпуля. Возникшее таким образом беспокойство у касс побудило стражей порядка открыть ворота на фанатские сектора, что дало возможность всем желающим вписаться на шару. Давка, возникшая в результате этого, не оставила равнодушными даже полицейских, много повидавших на своем веку. Если ты падал на пол, то был уже обречен, такова же была участь и тех несчастных, кто оказался на переполненной трибуне наиболее близко к решетке, ограждающей поле. Результат этого события говорит сам за себя - 95. Число это долго ассоциировалось в умах обывателей со смертью...

За этой катастрофой последовали практически сразу ''скорбные празднества'' в Ливерпуле, что окончательно взволновало шокированный английский футбольный мир. Многие фанаты пришли к мысли, что необходимо изменение существующей ситуации, и возникла в Англии новая фан-культура.

Девяностые вообще ознаменовались резким скачком числа зрителей на стадионе и уменьшением беспорядков, создаваемых фанатами на территории стадиона. Стадионы перестраивались в более удобные арены с большим количеством сидячих мест, комфортными условиями, большей мерой безопасности. Все это дало повод обывателям думать, что хулиганизм поет свою лебединую песню, но прогнозы не оправдались...

Все эти события форсировали также изменения в тактике полиции, которые назревали еще с середины восьмидесятых. Катастрофа в Шеффилде показала все недостатки полицейских кардонов, когда они в первую очередь создают препятствия на пути больших групп фанатов. Поведение свое полиция изменила следующим образом:

Всю ответственность за беспорядки и материальный ущерб они переложили на клубы, которые должны были теперь сами (конечно при помощи правоохранительных органов) контролировать проход на стадионы, поведение своих фанатов и т.д. В полиции были созданы даже специальные организации, ответственные за контакт с клубами (''Liaison Officers'').

Патрулирование фанатов от вокзала к стадиону и обратно, их насильственное удержание применялось теперь в исключительных случаях.

Были созданы также специальные полицейские ведомства для изучения хулиганизма, работы с хулиганами. В Германии, например, разрабатывается ''Ганноверский проект'', где с хулиганами работают в различных ситуациях психологи, чтобы выяснить причины и тенденции их дивиантного поведения.

В тоже время появились отдельные базы данных на хулиганов, воспользоваться которыми может любое государство, дабы иметь возможность отслеживать рецидивы в нарушениях хулиганами законов.

Теперь опять вернемся к хулиганизму, как таковому. Так вот, ни изменение тактики полиции, ни появление новой фанкультуры (перенесение всех беспорядков за пределы стадиона, что уменьшало поток информации, доходящей до обывателей) не означало конец для trouble makers. Отличительной чертой хулиганизма девяностых от хулиганизма восьмидесятых стало следующее : хулиганизм стал менее очевиден для обывателей и случайных зрителей. Все акции и беспорядки происходят достаточно далеко от стадиона, порой даже вечером перед игрой.

Хулиганизм - явление, свойственное сейчас каждому клубу; для каждой группы характерен, конечно, разный уровень развития. И это не значит, что наибольшей перспективностью и силой обладают фанаты-хулиганы крупных клубов.

Какова же общая характеристика британского хулиганского течения:

  • Возраст хулиганов колеблется обычно от 20 до 35 лет ( по данным полиции у клуба ''West Ham'' средний возраст хулигана 23 года;
  • Большинство хулиганов происходит из рабочего класса; большая часть из них не испытывает проблем с деньгами, хотя по данным полиции представители хулиганизма часто оказываются замешанными в криминальные ситуации (ограбления, нападения, подделка кредиток и т.д.);
  • Правоэкстремистские воззрения не являются неотъемлемой чертой для этих ребят, но занимают в их убеждениях достаточно прочные позиции;
  • Английские хулиганы придерживаются своеобразного кодекса чести, который позволяет им участвовать в акциях только с им подобными хулиганами (играет роль возраст и воззрения, т.е. простым болельщикам практически нечего боятся) и обязательно на равном оружии;
  • Для английских хулиганов характерны также удачные выступления в играх сборной (например, в 1993 году в октябре в Амстердаме и Роттердаме было арестовано и выслано из страны более 1000 англичан);

Итак, хулиганизм девяностых - это быстро развивающийся организм, который со временем становится все более и более самостоятельным и отходит от своей первопричины - футбола, что само по себе является закономерностью. Хулиганизм и футбол, теперь уже в качестве следствия является для хулиганов той стороной жизни, где они могут расслабиться и отдохнуть. Так один из немецких хулиганов говорит психологам: '' Я работаю, потом иду куда-то со своей девушкой, надев при этом свои выходные брюки, и при этом я обычный человек. Но вот воскресенье, и начинается моя другая жизнь, где нет места слабости''. Такой образ жизни, когда человек реально ощущает свою силу очень затягивает, и уже результат матча как таковой значения не имеет. '' Вы можете играть, как хотите, мы отмечаем и празднуем уже не ваше поражение или победу, а свои'', - говорит хулиган Дортмундской Боруссии одному из футболистов после поражения.


Кэт



Rambler's Top100

© landscrona.ru  |  Web-диз.: m.