В этом разделе публикуются различные страшные и смешные истории, происходившие с питерскими фэнами. Или не происходившие. Что здесь правда, а что вымысел - х. его з. Байка, она на то байка и есть.
Присылайте свои истории на
mаilbox@lаndscronа.ru





Отчеты
Турнир в Косово

    

Сербия - страна, где всегда рады русскому фанату. Побывав там, начинаешь понимать смысл слов «русские и сербы братья». И уезжая, хочется вернуться туда еще раз. Очередной шанс побывать на братской земле представился нам в этом году. Во время выездного матча с Ростовом, нами было получено приглашение посетить Сербию -  для участия в турнире на территории Косово. Он проводится  каждый год -  как дань памяти Димитрию  Поповичу, сербскому юноше из Грачаницы, убитому албанцами (шиптари) пять лет назад. С этого года этот мемориальный турнир стал международным. Были приглашены гости из разных стран Европы: России, Греции, Польши, Чехии и Голландии. Все, кто поддерживал на своих трибунах и вне них сербский народ, проживающий в Косово. Организаторами турнира выступили фанаты Црвены Звезды. Нас давно приглашали посетить Белград, а более удачного повода найти было сложно. Да и состав участников говорил сам за себя. Поэтому согласие было дано практически сразу. Всё мероприятие укладывалось в 3 дня. Сбор и выезд всех участников на территорию Косово был назначен на 3 июня. Далее: 4го турнир, 5го объезд и осмотр Косово, возвращение в Белград.

 

В количестве 6 человек мы оперативно обзавелись авиа перелетами со 2го по 7ое июля. На день прилета нам была организована встреча, а по возвращению из Косово планировалось посещение матча Сербия - Австрия. Здесь не будут описаны подробности общений с представителями различных Фан объединений. Мы достаточно молоды на европейской арене, но своими поступками уже вызываем большой интерес и уважение у многих движений. На данном этапе развития хочется избежать не нужных разговоров и какого-либо недопонимания, в свою очередь мы ценим оказанное нам доверие. Можно лишь сказать, что все прошло достаточно плодотворно. Были налажены контакты с некоторыми клубами. Несмотря на это наша позиция относительно союзов остается прежней. Так же был неожиданный, но достаточно конструктивный разговор с представителем ультрас Рапида после матча сборных.

 

Сам турнир проходил в душевной атмосфере и помимо официальных встреч, велось постоянное неформальное общение со всеми участниками. Подводя небольшой итог, нельзя не отметить, что мы  идем по верному пути, надо развиваться дальше и в будущем только укреплять наши позиции. Так же здесь не будут подробно описаны события, происходившие на турнире. Стоит лишь отметить, что он проходил по олимпийской системе, 16 участников были разбиты на пары и играли на вылет по очереди. Матчи проходили на одном асфальтовом поле  у школы, где учился Дмитрий Попович. Волей жребия четверку оставшихся команд составили: Зенит, Спартак, Динамо и Ягелония. И нам успешно достались поклонники Яшина. Наш матч вызвал, чуть ли не самый большой интерес и проходил в жесткой бескомпромиссной борьбе. Постоянный пресс соперников, увы, не привел к желаемому результату, и мы слили 0:1. Динамо же в следующем этапе вынесло Спартак и вылетело лишь в полуфинале, уступив будущему победителю турнира Црвене Звезде. Наша же игра основывалась лишь на желании и навязывании жесткой борьбы, так как до этого данным составом мы не играли не разу,  и по правде ни один из участников не проходит в состав своих команд в ЧФЗ. Задачи выигрывать турнир не было, расстраивало только то, что попали на русскую команду. Своей игрой в целом остались довольны.

 

Небольшое отступление, во время поездки нами были подарено около 40 футболок с перечеркнутой эмблемой мента и надписью «футбол для фанатов». Это сразу же нашло понимание со стороны всех. Следующим этапом мы планируем распространить их среди команд Премьер-лиги на турнире в Сочи. Лоббируя эту акцию, мы хотим подчеркнуть, что, не смотря на то, что все мы разные, зачастую, проблемы у нас общие. Футбол для фанатов, а не для мусоров!
Сама же идея турнира - это солидарность с Сербским народом и дань памяти всем Сербским жертвам в Косово и Метохии. И все, что мы увидели, объезжая Косово, не могло никого оставить  равнодушным. Данным отчетом мы попытаемся осветить всю сложность ситуации, в которой находятся сербы, проживающие на оккупированной территории.

Для начала небольшой исторический экскурс:
В VI веке здесь расселились славяне. К IX веку славянское население приняло христианство. С IX по XII век за обладание территорией Косова  велась постоянная борьба между соседними государствами: Византией, Болгарией и двумя сербскими княжествами.
В XIII веке была признана независимость Сербского королевства, а город Печ в северном Косово стал резиденцией митрополита Сербии. Постепенно Косово превратилось в религиозный, политический и культурный центр Сербии. Здесь было основано множество монастырей и церквей, а в городах Призрен и Приштина располагались дворцы сербских королей. Экономический и культурный расцвет Косово пришёлся на время правления Стефана Душана. Косово сыграло большую роль в становлении сербского самосознания и национального единства: на его территории 28 июля 1389 года произошла битва на Косовом поле. Нельзя  вкратце не описать происходившие события. Османские войска султана Мурада I развивали наступление на сербские земли. Им противостояла коалиция сербских князей под предводительством князя Лазаря. Сражение произошло в центральной части сербских земель — в Косово, вблизи современного города Приштина. В нем сербская армия князя Лазаря вместе с отрядами, посланными правителем Боснии Твртко I, противостояла численно превосходящей османской армии Мурада I.
В ночь перед битвой на Косовом поле, по преданию, князю Лазарю во сне явился Ангел.  Он предложил ему выбрать один из двух возможных путей: победу над врагами и царство земное или поражение и Царство Небесное всем сербам. На утро князь объявил армии, что видел сон и сказал о своем выборе. Воины поддержали правителя, и начали собирать войско со всей сербской земли, призывая к ополчению всех поголовно. В битве погибли оба предводителя, Князь Лазарь был взят в плен и казнён, а Мурад был убит сербским рыцарем Милошем Обиличем, проникшим в стан турок. Сын османского султана не остался в Сербии, а вернулся в Турцию, но без Лазаря войска и сербская земля остались обезглавлены. Сражение на Косовом поле стало символом сербского патриотизма и борьбы за независимость, а Печский патриархат в период нахождения Сербии под властью Османской империи служил главным центром сербской культуры и национального движения.



Окончательно территория Косово была завоёвана турками в 1454 году. Начался первый массовый исход сербов из Косово. Главным центром национального единения и сербской культуры в XV—XVII веках являлась православная церковь во главе с Печским патриархатом. В период австро-турецкой войны конца XVII века территория Косово была освобождена австрийскими войсками при поддержке местного сербского населения. Однако в результате турецкого наступления 1690 года австрийцы были вытеснены из Сербии. Потеря надежды на достижение независимости привела к Великому переселению сербов 1690 года: по призыву печского патриарха Косово покинуло несколько тысяч сербских семей, которые переселились за Дунай, на территорию Австрийской монархии. Отток православного населения продолжился и в XVIII веке после поражения австрийцев в войне 1735—1737 годов. На освободившиеся после ухода значительной части сербов земли Косово, началось переселение албанцев. Упадок сербского национального движения в Косово в XIX веке сопровождался возникновением и быстрым ростом албанского освободительного движения. Доля албанского населения  неуклонно увеличивалась и к середине XIX века превысила 50 %. Косово стало одним из центров албанского просвещения и борьбы за объединение всех населённых албанцами земель в единое автономное образование в составе Османской империи. В результате Балканских войн 1912—1913 гг. большая часть территории Косова вошла в состав Сербии (небольшой район на северо-западе был присоединён к Черногории). Тогда же было образовано независимое Албанское государство. Тот факт, что более половины этнических албанцев осталось за пределами Албании, способствовал обострению албано-славянских противоречий в регионе. Кроме того, территориальные изменения стали началом нового витка этнических миграций: в Косово стали переселяться сербы из других районов, что поощрялось правительством Сербии, часть албанского населения эмигрировала за пределы страны. В годы  Первой мировой войны в результате поражений сербской армии в 1915 г. территорию Косово захватили войска Австро-Венгрии и Болгарии. Албанцы в войне в целом поддерживали Центральные державы и участвовали в боях против сербов. Летом-осенью 1918 года сербские войска вновь освободили Косово, а по завершению войны край вошёл в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославия). В рамках Югославии албанский вопрос сохранял свою актуальность. Албанские националисты развернули партизанскую войну за присоединение Косово к Албании, в то время как правительство поощряло колонизацию края черногорскими крестьянами. В межвоенный период Косово покинуло несколько десятков тысяч албанцев. В годы Второй мировой войны большая часть Косово была включена в состав итальянского протектората Албании. В период итальянской оккупации албанские вооружённые формирования развернули борьбу за изгнание сербов с территории края.

 

По сербским оценкам, от 10 до 40 тысяч было убито, от 70 до 100 тысяч человек было вынуждено покинуть Косово. В 1944 году, во многом благодаря усилиям косовских партизан, территория края была освобождена и вновь вошла в состав Югославии. По конституции Федеративной народной республики Югославия 1946 года был образован Социалистический автономный край Косово и Метохия, в составе Социалистической республики Сербия. Тито ( Иосип Броз Тито, президент Югославии ), надеясь на вхождение в состав Югославии Албании, поощрял переселение в Косово албанцев и, наоборот, ограничивал возможности для возвращения сербского населения. Хотя по уровню развития экономики Косово и уступало другим регионам Югославии, уровень жизни здесь был существенно выше, чем в соседней Албании, что способствовало притоку беженцев оттуда. К 1960-м годам соотношение долей албанцев и сербов в крае составляло уже 9:1. В 1981 году в крае состоялись массовые студенческие манифестации с требованием предоставить Косово статус полноправной республики в рамках Югославии, вылившиеся в кровавые столкновения и подавленные федеральными войсками. Сербо-албанское противостояние вышло на новый уровень: сербы подвергались дискриминации местными органами власти, участились столкновения на этнической почве, албанское национальное движение радикализировалось, а среди сербов росли антиалбанские настроения. В 1991 году было провозглашено создание независимой республики Косово, а затем проведены несанкционированные выборы, на которых «президентом» был избран Ибрагим Ругова. Началось формирование вооружённых банд сепаратистов, которые в 1996 году были объединены в Армию освобождения Косово. В крае развернулась партизанская террористическая война, жертвами которой стали сотни мирных жителей, чиновников и военных Югославии. Первоначально борьбу с сепаратистами вели лишь милицейские подразделения, но в 1998 году в военные действия вступила югославская армия. Война сопровождалась массовыми репрессиями, убийствами мирных жителей и этническими чистками с обеих сторон конфликта. Тысячи жителей Косово были убиты, около полумиллиона, в основном албанцев, осталось без крова. Албанскими боевиками были разрушены многие памятники православной культуры, изгнано или уничтожено несколько десятков тысяч сербов. В 1999 году в военные действия вмешалось НАТО: массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты. В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО KFOR и переход края под управление ООН.

     

Далее расскажем о местах, в которых нам довелось побывать. Сразу по окончанию турнира нас отвезли на ужин в православный монастырь Грачаница, находящийся в сербском анклаве Грачаница в Косово, близ города Приштина. Данный монастырь включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо этого монастырь включен в Список объектов Всемирного наследия, находящих под угрозой уничтожения.
Он основан королем Стефаном Милутином в 1315 году. Был серьёзно повреждён турками в период между 1379 и 1383 годами, но после восстановлен в 1383 году. Следующее разграбление монастыря османами последовало после битвы на Косовом поле в 1389 году. Во время турецкого владычества Грачаница стала важным культурным центром. Здесь находилась типография, выпускавшая в большом количестве богослужебную и духовную литературу. Во время Великой Турецкой войны монастырь снова был разграблен турками, которые таким образом пытались отомстить сербам за поддержку христианской стороны. Османы сняли крест, напольные плиты, а также захватили сокровища, спрятанные здесь патриархом. После Второй мировой войны сюда вернулись монахини. А по окончанию войны в Косово в 1999 году епископ Рашки и Призрена Артемий перенёс свою кафедру из Призрена в этот монастырь, так что в настоящее время монастырь является не только духовным, но национальным и политическим центром сербского народа в Косово.
      Следующее утро оставило, пожалуй, самые сильные впечатления, одинокие люди с железными мисками в руках, стягивающиеся к зданию Народной кухни Ново Брдо. В 1999 году, после того как на территорию Косово пришло НАТО более 80% населения сербов под давлением шиптарей были вынуждены покинуть свои дома. Сербы были изгнаны из городов и остались жить только в некоторых сёлах, этнически всегда принадлежавших сербам. Большинство покинуло край, но те, кто остался, столкнулись с огромными проблемами - отсутствие работы, невозможность свободно передвигаться, бедность, голод, одна из самых тяжёлых ситуаций сегодня в Новом Брдо. Раньше это был один из самых богатых краев на Балканах, где в рудниках добывали золото и отправляли в Дубровник, где из него делали монеты. До 1999 года в области жило около 4500 человек и в этих рудниках работало 90% населения области, но после войны все позакрывали, затопили и люди остались практически без средств существования, шиптари отбирают и уводят скот, не дают заниматься сельским хозяйством. Дети играют только дома, иногда вблизи церквей, которые охраняют войска НАТО, свободно ходить они могут из дома только в школу и в церковь, в любые другие места уже опасно. Сербы стали жить практически в блокаде. В 2001 году в крае Сербской Православной Церковью была открыта народная кухня, расчитаная на 150 человек, для того, что бы кормить  нуждающихся. С каждым годом ситуация становилась всё хуже и на сегодняшний день кухня обеспечивает едой около 800 человек, 150 из которых дети. Те, кто не имеет возможности прийти туда за едой, ждут машину с тёплой пищей в своих сёлах. На
сегодняшний день в районе Ново Брдо проживает 2500 человек.
  

Далее нам предстояла долгая дорога в монастырь Высокие Дечаны - главный сербский православный монастырь в Косово. Путь наш проходил через Приштину. Три автобуса с сербскими номерами не вызывали у местных жителей положительных эмоции и иногда в нас летели камни и демонстрировались жесты с отрезанием голов. Серьезный составчик из басов мог в легкую разогнать все местное население, но все отдавали себе отчет, сделай мы это, сербам, которые до сих пор живут в этих местах, пришлось бы в разы хуже. Но вернемся к монастырю,  главный собор которого является крупнейшим средневековым храмом на Балканах, обладающим самым большим из сохранившихся собраний византийских фресок. Он был основан королём Стефаном Дечанским в 1327 году. В 1330 году сербский краль Стефан Дечанский II одержал победу над греками и болгарами при Вельбужде, и по возвращении из похода решил построить храм во славу Христа Спасителя.  В 1331 году король Стефан умер и был похоронен в стенах монастыря, который с того времени превратился в место паломничества. Действительно, эпитет «дечанский» говорит о короле, как об основателе монастыря. Эпоха реставрации Печской патриархии, во второй половине XVI века становится самым благоприятным периодом истории монастыря. В это время и на протяжении XVII века монастырская ризница, библиотека и другие монастырские здания пополняются драгоценными реликвиями. За всю свою историю Дечанский монастырь не раз подвергался разорению. Первый раз он был разграблен сразу после Косовской битвы, но вдова погибшего в сражении князя Лазаря княгиня Милица восстановила Дечаны. В 1575 году албанцы вновь разорили лавру. Затем для Сербии наступил период турецкого гнёта, и нет почти никаких свидетельств об истории этой знаменитой обители. В XIX веке начинается национальное возрождение в Сербии, и вот тогда-то и приходит сербскому митрополиту мысль пригласить для возрождения великой сербской обители русских монахов. Но у него находится много оппонентов, которые ругают его "за сделку". Даже сербский патриарх Гавриил (Дожич) (1937-1950), в отличие от своего предшественника - выпускника Петербургской духовной академии патриарха Варнавы (Росича)(1930-1937), относившийся к русским достаточно сдержанно, разделял подобные мнения. Но надо отдать должное опытному русскому братству: через короткое время монастырь начал процветать. Усилиями игумена Арсения был построен новый корпус келий, названный "руски конак". Но вот новый поворот истории: начинается Первая мировая война, и после отступления сербских войск на остров Корфу австрийские власти интернируют всех русских монахов монастыря. После окончания войны и образования Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев,  вернувшихся из плена монахов,  рассылают по разным монастырям. Так оканчивается краткая история русского правления в Дечанах, но русским монахам предстоит ещё раз спасти Высоко-Дечанскую Лавру от упадка и даже уничтожения.


    К началу Второй мировой войны в монастыре проживало в общей сложности до двухсот монахов, из них тридцать пять - в священном сане. Кроме того, тогда в лавре размешалась семинария, в которой обучалось сто двадцать человек. А возглавлял эту семинарию перешедший в сербскую церковь русский епископ Митрофан. Храм покрыт огромным количеством фресок: всего их десять тысяч, а в главном приделе - 365, по числу дней в году. В нём также находится большое количество романских скульптур. Дечанская сокровищница содержит в себе около 60 уникальных икон ХIV-ХVII вв. и является богатейшей коллекцией икон в Сербии. В соборе имеется деревянный иконостас XIV века, трон игумена и резная гробница короля Стефана. В храме находится рака с мощами Стефана Дечанского, он почитается сербским народом как великий целитель. Даже в условиях гонений на церковь во время титовского режима не прекращался поток паломников к гробнице этого святого.
В 2004 году монастырь был зачислен в перечень объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. В 2006 году он был зачислен в список объектов Всемирного наследия, находящихся в опасности, по причине возможных атак албанских боевиков. Находится под защитой итальянских KFOR.


 На сегодняшний день, из двухмиллионного населения Косово, сербы составляют около 100 тыс. (6 %) с национальным центром в Косовской Митровице. Основное население республики Косово составляют албанцы (свыше 90 %) .Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами, край покинуло более 200 тыс. этнических сербов. Специальный посланник Генерального секретаря ООН Кай Эйде, выступая в Совете Безопасности, констатировал: преступления на национальной почве, организованная преступность, коррупция остаются серьезными угрозами для стабильности Косово.  Царит атмосфера безнаказанности. Огромное значение для экономики края имеет торговля наркотиками, проходящими через него. Годовой оборот наркотической продукции достигает € 1 млрд. Через провинцию проходит до 80 % всех наркотиков, поставляемых в страны Европы. Процесс возвращения неалбанских беженцев фактически прекратился, и сейчас число покидающих край сербов превосходит количество возвращающихся беженцев. До начала боевых действий на территории края насчитывалось около 1800 храмов и монастырей, 200 из которых древнее XIV века или относятся ко времени провозглашения сербской патриархии (1346 год). Это самая большая концентрация культурно-исторических памятников в Европе. Большая часть из них разрушена шиптарями.


     Притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права.
      Утром 6го числа мы вернулись в Белград. Днём состоялась вторая встреча с лидерами Делие, после которой нам было предложено посещение «севера» на матче сборной, мы вежливо отказались и отправились на «юг», где находились фанаты остальных клубов. Интерес к сборной проявился только в этом отборочном цикле и разобщенные попытки маленьких клубов завести шизу - особого эффекта не давали. Звезда в свою очередь особого энтузиазма не проявляла. Но, уверен - пройдет немного времени и поддержке их сборной позавидуют многие. Сербы одержали победу со счетом 1:0 и мы уже своим составчиком отправились в кабак, подводить итоги поездки. На следующее утро, пытаясь заплатить хоть за что-то сами, мы оперативно собрались и выдвинулись в аэропорт, как же мы были удивлены, когда по приезду мы встретили там одного из организаторов, который сетовал на то, что мы их гости, и они сами должны были нас довезти.
   Хочется верить, что после прочтения, многие пересмотрят свое отношение к Сербии. И футболки с надписями «Косово есть Сербия» будут иметь для вас уже совсем другое значение, нежели просто дань моде.
 

Автор статьи - Р-н.

В оформлении данной статьи использовались материалы РусСтайла, Википедии.



обсудить на форуме...



Rambler's Top100

© landscrona.ru  |  Web-диз.: m.