При добавлении каждой новой статьи в одноименных форумах автоматически создается дискуссия для её обсуждения. Не забывайте оставлять свои мнения и комментарии!
Особо хочется подчеркнуть, что в данном разделе будут публиковаться материалы с самыми разными точками зрения, которые могут частично (а иногда и полностью) не совпадать с мнением администрации.
Присылайте свои статьи на
mаilbox@lаndscronа.ru
Ждём.





.SPB
Зимний дворец и Эрмитаж

Зимний дворец по праву считается одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, жемчужиной города. Это величественное здание является не только архитектурным шедевром, но и свидетелем различных исторических эпох, императорской резиденцией, а также «домом» одного из крупнейших музеев мира – Эрмитажа.

 

 

Предшественники

 

Зимние дворцы стали строиться для царей и императоров с самого основания Санкт-Петербурга и первым из них стал «Зимний дом» для Петра I, построенный в 1708 году между Невой и современной Миллионной улицей. Автором проекта, вероятно, был Д. Трезини. В 1711 году этот деревянный «Зимний дом» переносят на Петровский остров, а на его месте Д. Трезини начитает возводить каменный дворец, в котором 19 февраля 1712 года Петр I сочетался браком с Мартой Скавронской, будущей императрицей Екатериной Алексеевной.

 

 

Следующий «Зимний дворец» был построен для Петра I на месте современного Эрмитажного театра в 1716 – 1722 гг. по проекту архитектора Г.И. Маттарнови. Новый дворец стоял на самом берегу Невы, а в 1718-1720 гг. рядом с ним был прорыт Зимнедомский канал (современная Зимняя канавка), призванный отделить царский участок от соседей. История этого дворца отмечена печальным событием – именно здесь 28 января 1725 года скончался Великий Государь, Император Всероссийский Петр I.

 

Следующий, третий по счету, Зимний дворец, начинает свою историю с восхождения на престол в 1730 году императрицы Анны Иоанновны. Этот дворец «вырос» из дома графа Апраксина, в котором поселилась императрица в 1732 году и который перестраивался по ее желанию под руководством Ф.-Б. Растрелли вплоть до 1736 года.

 

 

Через 20 лет, уже в царствование Елизаветы Петровны, старый Зимний дворец имел «вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого, и сама странность дворца…не могла быть приятна государыне». (цит. По А.И. Фролов «Императорские дворцы). По указу императрицы граф де Растрелли создал проект нового Зимнего дворца, который был утвержден в 1754 году. Пока продолжались работы над новым каменным дворцом, для императрицы был возведен временный деревянный (четвертый по счету) Зимний дворец на углу Невского проспекта и Мойки. Это здание было разобрано уже в 1767 году по указу Екатерины II.

 

«Тот самый» Зимний дворец

 

Возведение дворца продолжалось шесть лет и было закончено весной 1761 года. А 25 декабря 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна, так и не успев пожить в своем новом дворце. Именно этот Зимний дворец, прошедший пожары, взрывы, реконструкции, смены цветов фасада, до сих пор украшает центр нашего города. Именно он стал свидетелем столь значимых для страны событий, как Революция, Великая Отечественная Война, развал Советского Союза, дефолт… Здесь в годы Первой мировой войны был создан госпиталь для солдат под покровительством последней императрицы. После Февральской Революции в стенах дворца разместилось Временное правительство вместе с премьер-министром Керенским.

 

Керенский в стенах Зимнего дворца

 

И именно этот дворец стал не просто хранилищем, а настоящим домом для бесценных коллекций Государственно Эрмитажа.

 

Эрмитаж

 

Государственный Музей Эрмитаж начинает свою историю с частной коллекции произведений искусств Екатерины II, которая хранилась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже. Официальной датой возникновения Эрмитажа принято считать 1764 год. Последующие императоры самозабвенно пополняли коллекцию шедевров искусства, а в 1852 году при активном участии императора Николая I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей.

 

В 1918 году Зимний дворец был переименован в Дворец искусств, при этом часть дворца была отведена под Музей революции, который просуществовал до 1945 года. Помимо этого, в бывшем императорском дворце располагались: общежитие колонии детей дошкольного возраста, синематограф, молодежный революционный театр и т.д. К счастью, в 1922 году большая часть здания перешла Государственному Эрмитажу, а полностью – в 1945 г.

 

 

Эрмитаж. Красный фасад

 

Вообще революция двояко отразилась на Государственном Музее: с одной стороны музей обогатился национализированными частными коллекциями и собранием Академии Художеств, с другой стороны собранию был нанесен непоправимый урон во время распродаж 1929-1934 гг.

 

Эрмитаж в годы Великой Отечественной войны

 

Летним воскресным днем 22 июня 1941 года музей работал в обычном режиме. Спокойствие и безмятежность этого дня были перечеркнуты тревожным сообщением о начавшейся войне, прозвучавшим около полудня: «…германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке с воздуха наши города …». Все сотрудники музея без исключения сразу же приступили к подготовке коллекции к эвакуации. Работы велись и днем, и ночью, прерываясь только во время воздушных атак. Благодаря сверхусилиям работников Эрмитажа первый эшелон с ценнейшими экспонатами был отправлен в Свердловск уже 1 июля.

 

Второй эшелон отбыл из Ленинграда 20 июля. В двадцати трех вагонах он увозил четыреста двадцать два ящика - более семисот тысяч экспонатов Эрмитажа.

 

 

8 сентября 1941 года замкнулось блокадное кольцо. С этого момента основные силы сотрудников музея были брошены на маскировку здания и сохранения тех шедевров, которые по причине тяжести, хрупкости или возраста не могли быть эвакуированы.

 

С верхних этажей работники Эрмитажа спускали вниз и размещали музейные вещи - многотысячные запасные фонды в опустевших залах античного искусства. Некоторые дворцовые подвалы были переоборудованы в бомбоубежища.

 

С открытием дороги жизни появилась возможность эвакуации людей из блокадного Ленинграда. И.А. Орбели, хранитель Эрмитажа с 1920 года, пытался убедить  работников музея покинуть город, но мало кто согласился. И молодые аспиранты, и старушки-смотрительницы, и все остальные работники огромное музея предпочитали до последнего вздоха защищать и оберегать бесценные коллекции.

 

 

На сегодняшний день Эрмитаж является крупнейшим в России и одним из самых выдающихся в мире художественных музеев. Каждый год он привлекает своими шедеврами множество туристов – как российских, так и иностранных. Эрмитаж поражает, ошеломляет, вдохновляет! 

 

 

Найдите время, загляните в Эрмитаж.

Полина Коротченкова






Rambler's Top100

© landscrona.ru  |  Web-диз.: m.