При добавлении каждой новой статьи в одноименных форумах автоматически создается дискуссия для её обсуждения. Не забывайте оставлять свои мнения и комментарии!
Особо хочется подчеркнуть, что в данном разделе будут публиковаться материалы с самыми разными точками зрения, которые могут частично (а иногда и полностью) не совпадать с мнением администрации.
Присылайте свои статьи на
mаilbox@lаndscronа.ru
Ждём.





Support
Когнитивный диссонанс

Рубрика:  "Яркие моменты золотого сезона"

 

Продолжаем вспоминать триумф нашей команды в Кубке России.

Наш собеседник – работающий в США болельщик «Зенита» Алексей Хитров – рассказал о своих впечатлениях от выезда на финальный матч, ради которого он преодолел весьма нетривиальный маршрут: Лос-Анджелес – Бостон – Нью-Йорк – Лондон – Петербург – Ростов.

 

Капли ростовского дождя на нью-йоркском дождевике

 

– Эта неделя перелетов получилась очень сложной, – вспоминает Алексей. – Главным образом из-за постоянной смены часовых поясов. В какой-то момент я уже не понимал, что должен делать: спать или бодрствовать, веселиться или отдыхать. Все смешалось, и организму пришлось несладко. С другой стороны, я получил большое удовольствие. Это был мой первый выезд по России за пределы Москвы.

 

Вообще, выезд – это огромный праздник. Матч, наверное, даже не главное. Эта атмосфера, ожидание, братание… Возникает ощущение, что поездка не бессмысленна. В отличие от отпуска на условном египетском пляже, на выезде есть какая-то высшая цель, ты чувствуешь себя частью намного более интересного процесса.

 

– Как развивались события в день игры?

 

– Я прилетел в Ростов болельщицким чартером, на удивление спокойным, кстати, без дебошей и раскачивания самолета. Все пассажиры вывесили над креслами свои шарфы – получилась очень симпатичная зенитовская галерея. В Ростове выяснилось, что стадион находится совсем недалеко от аэропорта, и у нас появилась пара часов свободного времени. Иду по какой-то тихой ростовской улочке. С одной стороны парк с гипсовыми чебурашками и верблюдами, с другой – жилые дома. Солнышко греет, женщины в халатах, мужики в тренировочных штанах сидят покуривают. И вдруг, как из другого мира, из-за угла появляется сопровождаемая ОМОНом огромная зенитовская колонна. Дымовуха, скандирование. Смотреть на совершенно квадратные лица окружающих было очень весело. Этакий пример когнитивного диссонанса.

 

 

Ростов, конечно, оказался не готов к приему такой армии гостей из Петербурга. На стадион с сумками нельзя, камера хранения – на автовокзале. Это комната площадью несколько метров, в которой сидит ошарашенная женщина и не знает, что ей делать с таким количеством вещей. Толпа, жара, кондиционеры не работают. Кое-как решили вопрос. Затем пошел дождь, но к этому я подготовился заранее. Наверное, я единственный в мире человек, который купил дождевик в Нью-Йорке в расчете на дождь в Ростове-на-Дону.

 

– Ожидали, что увидите в Ростове маленькую копию «Петровского»?

 

– «Олимп-2» – стадион совсем другого уровня. Скорее мы увидели большую копию «Кировца» или «Обуховца» (смеется). Я знал, что наших будет много, но не ожидал, что настолько. Атмосфера была чудесная, и по расслабленности она напомнила мне заграничные выезды, когда ты приезжаешь в какой-нибудь Вильярреал. Что за «Зенит», откуда – никто не знает. Экзотика, отсутствие негатива. А когда приезжаешь в Москву, не покидает ощущение, что кто-нибудь из прохожих достанет сейчас бейсбольную биту и тебя подбодрит.

 

– По большому счету все ехали в Ростов, не сомневаясь в победе. Это, наверное, тоже влияло на стадионную атмосферу?

 


 

– Конечно, определенная уверенность в успехе была. С другой стороны, вспомните знаменитый матч с «Тюменью» 1998 года. Все уже приготовили салюты и фейерверки, но не выиграли. Так что говорить о том, что в Ростове заранее все было понятно, я бы не стал.

 

После победы наши болельщики оккупировали оба донских берега. Как к этому отнеслись местные жители? 

 

 

– Реакция была любопытно-позитивная. Я поймал машину и попросил водителя показать центр города. Езды – минут пятнадцать. В итоге человек возил меня целый день, а когда мы приехали в аэропорт, отказался от половины вознаграждения. Побывали мы с ним в лучшем месте, где готовят шашлыки, а шашлык в Ростове – это вообще нечто особенное. Каждый кусок размером с кулак Валуева. Продают его в ресторанах килограммами: «Вам сколько килограммов? Три?» Тем временем шансонье объявляет, что для гостей из Петербурга исполняется песня «Девочка с Ростова-на-Дону». Розенбаум, Боярский вообще из каждого утюга звучали. Словом, было замечательно.

 

Заокеанское боление

 

– В Америке боление может породить подобные эмоции?

 

– Если говорить о футболе, то он там хоть и на подъеме, но не спорт № 1. В десятке – да, и это уже хорошо. Есть профессиональная лига MLS, достаточно успешная, есть клубы, разбросанные по всей стране, есть свои звезды, Юнгберг например, а теперь еще и Анри. Я довольно долгое время жил в Торонто, и там тоже открылся футбольный клуб. За него, кстати, сейчас играет воспитанник петербургского футбола Максим Усанов. Специально под клуб построили уютный 20-тысячник. Есть фан-секция, которая весь матч поет песни и скандирует кричалки. Люди выезжают, хотя расстояния довольно большие – российские масштабы. В Нью-Йорке я ходил болеть за «Торонто», когда они играли с местными «Ред Булз». Человек 300 из Канады приехало.

 

 

Как известно, в Торонто есть группа болельщиков нашей команды. В свое время мы объединились под ласковым названием КПЗ – Канадские поклонники «Зенита». Собирались вместе смотреть матчи, например золотой матч в Раменском. По нашему времени игра начиналась в 6 утра. Небольшими группами мы выбирались и на матчи «Зенита» в Европу.

 

Подобные фан-клубы есть в Северной Америке и у других европейских команд – английских, итальянских, португальских… Когда был организован «Торонто», его хозяева сразу сказали: «Мы ни в коем случае не хотим оспаривать вашу лояльность к европейским клубам, пусть «Торонто» будет вашей второй командой». И стадион заполняется целиком.

 

– Заокеанское боление сильно похоже на европейское?

 

– Спорт в Америке – это немного другая идея. Форма отдыха. Пойти на стадион, чтобы подраться, – такого нет. Это не как концерт, конечно, но что-то близкое.

 


 

Кроме того, у нас боление отдано на откуп болельщикам. Там же все это более организованно. В баскетболе или хоккее заводят люди с мегафонами. В футболе, когда забивается гол, устраивают фейерверк из конфетти. Очень хорошо кормят, поят. Разбрасывают клубные футболки. При этом никакой полиции, обысков и т. д.

 

– Деньги в футбол вкладываются большие?

 

– По сравнению с Европой – нет. Потолок зарплат в MLS, если не ошибаюсь, 2,6 миллиона долларов на команду в год, но можно подписать двух игроков, чьи зарплаты будут намного больше, и они не учитываются. То есть если ты не звезда, твоя зарплата будет соответствовать зарплате менеджера среднего звена: порядка 100–200 тысяч долларов в год.

 

– Почему же тогда столь неплохо выглядела в ЮАР сборная США?

 

 

– Во-первых, у них очень сильный университетский уровень. Массовый спорт в десятки раз более развитый, чем в России. Учишься в школе – обязательно во что-нибудь играешь. Для многих, особенно небогатых людей, это имеет карьерное значение: если ты хорошо играешь, то получаешь стипендию на обучение в университете. После выступления в университетской лиге ты можешь попасть в MLS и далее – в Европу, где платят на порядок больше. Центральный полузащитник американской сборной Морис Эду, например, прошел все эти ступени. Вот такая пирамида, основанная на грандиозном количестве людей, которые занимаются спортом.

 

– Заокеанским друзьям вы «Зенит» не показывали?

 

– И американцам, и канадцам, и европейцам. У меня есть друзья-англичане, которые учились в Воронеже. Там они ходили на футбол и через какое-то время стали чуть ли не лидерами фан-движения «Факела». Однажды «Факел» играл в Петербурге с «Динамо», и выяснилось, что они были единственными выездюками, которые заряжали на пустой арене стадиона Кирова. Кричалки про «Факел» с сильнейшим английским акцентом – совершеннейший сюрреализм.

 

– Чем наше боление отличается от их?

 

– Мы обсуждали это. Стиль нашего боления в первую очередь отличается не от американского, а от английского. У нас боление активное, у англичан – реактивное. Мы как запели про лучший клуб, так и поем, практически не обращая внимания на события на поле. В Англии же игрок совершил удачное действие – ему спели, соперник долго на газоне корчится – запели про него. Мало болельщиков другой команды – им скандируют: «Вы все приехали в одном такси». Побеждают твои 3:0 – кричат: «Приезжайте к нам каждую неделю!» Практически на каждое действие есть смешные или грубые заряды. Происходит постоянный интерактив, и мне такая манера больше нравится. Был я как-то на матче «Вест Хэм» – «Норвич» и сидел на гостевом секторе. В перерыве мимо нас проходил болельщик «Вест Хэма». Толстый, потный, с двумя гамбургерами на подносе. И весь сектор, не сговариваясь, стал ему скандировать: «Поешь салат, поешь салат!» Вот таких остроумных импровизаций нашим, мне кажется, пока не хватает. Но думаю, мы к этому придем.

 

Благодарим за предоставленный материал А.Антипова и "ProЗенит".



Обсудить в форуме...



Rambler's Top100

© landscrona.ru  |  Web-диз.: m.