При добавлении каждой новой статьи в одноименных форумах автоматически создается дискуссия для её обсуждения. Не забывайте оставлять свои мнения и комментарии!
Особо хочется подчеркнуть, что в данном разделе будут публиковаться материалы с самыми разными точками зрения, которые могут частично (а иногда и полностью) не совпадать с мнением администрации.
Присылайте свои статьи на
mаilbox@lаndscronа.ru
Ждём.





Support
Шоу на петербургских трибунах: история


Визуальные эффекты могут создаваться фанатами как с использованием специально предназначенных средств, так и без помощи оных. Например, внушительно смотрится, когда несколько тысяч человек взметают руки вверх при скандировании названия любимой команды, или просто хлопают в определённом ритме. Ещё более впечатляет, когда все фанатские сектора в едином порыве начинают прыгать на месте. На заре питерского фан-движения, при исполнении не очень быстрых песен, фанаты брали друг друга за плечи и раскачивались из стороны в сторону. Сейчас эта идея постепенно возвращается.

 

Нельзя обойти вниманием и такие «эффекты», как «слэм» и «падающая трибуна». В первом случае под определённую песню (чаще всего «Вдруг как в сказке…») фанаты устраивают имитацию драки, что является либо проявлением безграничной радости, либо своеобразным протестом против блеклой игры. Во втором, перемещаясь в верхнюю часть сектора, фанаты в определённый момент «срываются» к нижним рядам. Как правило, это происходит в случае пробития пенальти или при конфликтах с правоохранительными органами (которых, кстати, в наши дни на «Петровском» не случается).

 

Ещё существуют такие виды «хореографической» поддержки, как «паровозик» (фанаты выстраиваются друг за другом, держатся за пояс впереди стоящего и, пританцовывая, перемещаются в различных направлениях), и ноу-хау московских армейцев - «Божья коровка» и «Карман в Минске». «Божья коровка» получается, когда фанаты падают на спину и начинают делать упражнение «велосипед» руками и ногами. Приём «Карман в Минске» назван в честь фаната по прозвищу Карман, который на выезде в Минск постоянно падал на спину. Когда это начинает делать вся фанатская трибуна, тогда и получается данная неординарная акция. Справедливости ради, скажем, что последние три вида «хореографии» пока не снискали популярности в рядах фанатов «Зенита».

 

    

Но всё же, большинство акций визуальной поддержки осуществляется при помощи широкого спектра, если можно так выразиться, вспомогательных средств и приспособлений. Которые, кстати, во многих случаях вполне можно приравнять к произведениям искусства. Баннеры, растяжки и флаги различных размеров, «покрывала», кассовые ленты, серпантин, мишура, конфетти, бенгальские огни, фальшфейеры (на слэнге фанатов – «фаера»), дымовые шашки, фонарики, дым-машины, стробоскопы, картонные и клеёнчатые модули, обычные фанатские шарфы, шарики различных цветов, и форм и даже куклы – всё это идёт в ход для создания на трибунах креативных шоу, привлекающих на трибуны новых людей, и дающих позитивный импульс как посетителям стадиона, так и игрокам.

 

 

Первые баннеры появлялись ещё до зарождения фан-движения, и назывались транспарантами или плакатами. Как правило, изготавливались они кустарным способом, на листах ватмана или кусках бязи. На эти поверхности тушью наносили лозунги типа «Шайбу!», «Молодцы!», и т.п. Первый транспарант зенитовских фанатов был расправлен на 33ем секторе фанатом по прозвищу Вельвет, и представлял из себя как раз кусок ватмана с текстом, призывающим всех поддержать «Зенит» на выездном матче со «Спартаком».

 

Скорее, это был даже плакат. Изначально на нём было написано: «У нашего Зенита болельщиков не счесть, пока такие люди, как Казачёнок, есть!» И вот на домашней игре с «Шахтёром», предшествовавшей выездному матчу со «Спартаком», на обратной его стороне появилась надпись: «Кто хочет поехать в Москву на матч Зенит – Спартак, покупайте билеты на 27-й поезд отправлением 21.47. Встречаемся у бюста Ленина». Так люди, прочитавшие этот судьбоносный плакат, и оказались в одном поезде, совершив 20 сентября 1980 года первый организованный выезд зенитовских фанатов. Этот день и принято считать днём рождения питерского фан-движения.

 

Тем не менее, вплоть до середины 90-х годов тема визуального перфоманса на отечественных стадионах была практически закрыта. Исключением являлись, пожалуй, лишь традиционные самодельные транспаранты, флаги и шарфы. Так, перед игрой с дрезденским «Динамо» в Кубке УЕФА, в 1981 году на трибунах стадиона имени С. М. Кирова появился плакат: «Зенит УЕФА», где слово «Зенит» было написано синим цветом, а УЕФА - красным. На финале Кубка СССР в 1984 году был расправлен транспарант: «Как и 40 лет назад, ждём мы Кубок в Ленинград!». А ближе к окончанию сезона 1984 года то тут, то там на трибунах стали появляться плакаты самого популярного тогда содержания – «Зенит чемпион!». Вообще, энтузиасты постоянно рисовали плакаты или транспаранты с лозунгами в поддержку «Зенита». Всё, что появлялось на трибунах в былые годы, упомнить попросту нельзя. Однако это были локальные акции, не претендующие на масштабность, хотя и шли они от всего сердца.

 

    

Родина зенитовского фан-движения, 33-й сектор стадиона имени Кирова, с первого взгляда всегда выделялся на фоне остальных трибун. Прежде всего, причиной этого визуального отличия были сине-бело-голубые флаги добровольного спортивного общества «Зенит», которые концентрировались именно на 33-м, и которыми постоянно размахивали их счастливые обладатели. Несмотря на то, что в 80-е годы никакой спортивной атрибутики в продаже не было, фанаты ухитрялись самыми различными способами добывать эту дефицитную святыню.

 

Точнее, основной способ был один – банальное воровство, но некоторым фрагментам его реализации могли бы позавидовать даже профессионалы. Флаги воровались из спортклубов, чаще всего по ночам, но иногда и в рабочее время, невзирая на присутствие находившихся там сотрудников. Известен случай, как фанаты «подрезали» флаг из спортклуба ночью, забравшись на 4-ый этаж по водосточной трубе. Ещё один флаг был снят с многометрового флагштока… киевского центрального стадиона «Динамо» местным фанатом, и реализован знакомым «зенитчикам» за 25 рублей. Флаги экспроприировались и во время проведения различных спортивных соревнований, несмотря на большое стечение народа, а также выменивались у фанатов других команд в обмен на необходимые им.

 

Иногда «правые» (т.е. «заслуженные», «авторитетные», имеющие много выездов) фанаты просто отнимали флаги у «левых» (начинающих, неизвестных), или выманивали их обманным путём. В фанатском сообществе этот метод назывался «обувалово». В этом плане такое неформальное объединение, как фанаты, несомненно, представляло собой криминальную среду. Но, к сожалению, других способов обзавестись флагом любимой команды при советском режиме не было. Нельзя не отметить, что, несмотря на запрет проноса на трибуны любых негабаритных предметов, все флаги были на древках. Древки проносили в брюках, в их качестве использовали телескопические антенны и удочки, а некоторые фанаты специально приезжали на стадион за день до матча и привязывали древки под сидения.

 

Про шарфы мы уже рассказывали достаточно подробно. Заметим лишь, что в начале 80-х шарфы по большей части вязались на спицах из разных видов пряжи, и общий постулат был один – «чем длиннее, тем лучше». При исполнении песен некоторые шарфы растягивались над головами так, что их держало несколько человек. Очень часто можно было видеть и фанатов, у которых шарф был несколько раз обмотан вокруг шеи, а концы держались на вытянутых руках, причём иногда они ещё и свисали почти до земли.

 

Надо сказать, что в 80-е годы далеко не все фанаты во время пения держали «розы на растяг». Этот вид визуального суппорта приобрёл глобальные масштабы после появления шарфов с вывязанным названием команды, а сейчас применяется только при исполнении Гимна болельщиков «Зенита», при выходе футболистов на поле и по окончании матча. До конца 90-х годов было популярно «выбрасывание» шарфов вверх, когда заводящий призывал всех «свернуть розеточки», а потом, после заряда: «Во всём!..» шарфы взметались вверх, после чего уже выкрикивалось известное «…Союзе знаменит ленинградский наш Зенит!»

 

В середине 90-х на фанатские сектора пришла и такая форма поддержки, как «шарфы-вертолёты». В этом случае шарф просто складывается пополам, после чего его надо крутить над головой. Раньше это действие производилось под распевку «Оле, Зенит Ленинград!» на мелодию песни «Go west» группы Pet shop boys. Но на рубеже веков эта идея утратила актуальность по причине новых веяний фанатской моды, согласно которым большинство посетителей фансекторов просто перестало носить шарфы. В этом году «шарфы-вертолёты» были возрождены. Правда, теперь звуковым сопровождением этого вида перфоманса является «Марш победителей» из оперы Верди «Аида». Иногда в «размахивании шарфами» участвует весь «Петровский», и смотрится эта картина воистину впечатляюще.

 

    

Помимо фанатской атрибутики, использовали фанаты и такое средство устроения перфоманса, как серпантин. Иногда это был простой серпантин для новогодних карнавалов (продавался в магазинах), но гораздо лучше подходили кассовые ленты (вытаскивались из касс автобусов, троллейбусов и трамваев). Всё это эффектно запускалось с трибун. Сейчас таких касс в общественном транспорте нет, и ультрас производят организованные оптовые закупки лент для кассовых аппаратов. Количество одновременно выбрасываемых с трибун лент ныне может достигать нескольких тысяч.

 

Несмотря на жёсткие правила поведения на стадионах, существовавшие при советской власти, удавалось фанам использовать и пиротехнику. На трибуны проносились армейские сигнальные огни, дымовые шашки, самодельные петарды, пропитанные селитрой газеты. Иногда применялось даже такое опасное пиротехническое средство, как ракетницы. Причём ракетницы встречались не только за воротами. Так, в середине 80-х годов, на одном из центральных секторов, ракета обожгла болельщику спину. История получила широкую огласку, а виновник происшествия был привлечён к уголовной ответственности. Вплоть до 2002 года применение пиротехники носило спонтанный характер, и зачастую перерастало в конфликты с правоохранительными органами. Но всё-таки со временем взаимопонимание с милицией было достигнуто, что позволило устраивать на фанатских секторах красочные файер-шоу с использованием сотен фальшфейеров.

 

До 1995 года развитие визуального суппорта в России шло ни шатко, ни валко. Но именно этот год стал началом нового этапа в развитии отечественных фан-движений, этапа подъёма, который длится до сих пор. В середине 90-х на стадионах страны появились заградительные решётки, призванные пресечь выбегания суппортёров на поле. Этим не могли не воспользоваться фанаты, которые сначала начали вывешивать на решётках флаги, а затем - и заполнять их баннерами различных размеров и различного содержания. Фанаты «Зенита» располагались тогда на 11-м секторе стадиона «Петровский».

 

Самый большой изготовленный ими баннер представлял собой полосу бязи, на которой синей краской из баллончика было написано: «Да поможет нам Бог!» Вывешивали его на находившейся вверху сектора решётке, а длина его была почти равна длине сектора. Тогда же на фанатской трибуне появился и самый большой (на тот момент) зенитовский флаг размером 4х6 метров, изготовленный на собственные средства известным в фанатских кругах питерским бизнесменом Константином Борцовым. Тогда «Зенит» не собирал на «Петровском» аншлагов, поэтому флаг-гигант раскладывали прямо на трибуне.

 

Тогда же на решётку, кроме традиционных стягов, стали вывешиваться и оригинальные. Одним из первых таких флагов стал флаг размером 2х3 метра, сшитый из трёх горизонтальных полос синего, белого и голубого цветов, на котором чёрной краской был выведен боевой клич самураев «Banzai». Примерно в то же время появился и флаг «Jolly Roger». Ещё в начале 80-х одним из фанатов была предложена идея заменить во флаге Великобритании красный цвет на голубой; теперь же в центр такого флага зенитовской расцветки был помещён стяг пиратов. Смотрелось весьма брутально.

 

    

В межсезонье 1995-96, для придания фан-движению организованного характера, была создана первая питерская фанатская организация «Невский фронт», и первый сезон в высшей лиге фанаты начали уже на 13-м секторе за десятиметровым баннером с надписью «NEVSKY FRONT». В центре баннера был изображён нарисованный художником лик покровителя нашего города Александра Невского. Буквы начертали латиницей в надежде на то, что когда-нибудь «Зенит» поедет по Европе, где все должны понимать его содержание.

 

На матче с «Локомотивом» на 13-м секторе впервые появилась мягкая кукла, одетая в зенитовские цвета, а чуть левее от неё можно было лицезреть макет виселицы, на которой был подвешен скелет в футболке «Локомотива». Приехавшую в Питер «Аланию», потерпевшую незадолго до этого сокрушительное поражение от «Глазго Рэйнджерс» со счётом 2:7, питерские фаны встретили отнюдь не гостеприимным баннером «Аналия, здавайся! Мы из Глазго!» (Орфография баннера сохранена). Также можно вспомнить и вывешенное ближе к концу сезона полотнище, посвящённый неудачнику турнира – тольяттинской «Ладе», к которой были претензии ещё по времени пребывания в менее авторитетном дивизионе: «Лада! Добро пожаловать в первую лигу!»

 

    

В сезоне-1996 в питерском фан-движении появилась и вторая организация. В неё входили те, кто ставил во главу угла дух свободы, выездной романтики и независимости, и не желал вписываться ни в какие рамки. Коллектив назвался «Питерские волки», и на матче с «Локомотивом» из Нижнего Новгорода вывесил свой первый баннер. Ну а последний матч 96-го с принципиальным соперником – «Спартаком» из Москвы, запомнился непревзойдённой дымовой завесой. Не успел начаться матч, а дым от зажжённой на трибуне армейской дымовой шашки окутал почти всё поле. Воспользовавшийся этим нападающий «Зенита» Игорь Данилов выскочил из дымовой завесы вблизи противоположных зенитовскому фан-сектору спартаковских ворот и грамотно положил мяч в сетку. Поддержка на этом матче была отмечена даже в центральных спортивных изданиях, а «Петровский» был поставлен в сравнение со стадионами Италии и Турции. Увы, но победить в том матче даже и такая поддержка не помогла.

 

Нельзя не отметить и самый последний матч 1996 года. Увы, но проходил он на «Петровском» без участия «Зенита». Это был «чемпионский матч» между «Спартаком» из Москвы и «Спартаком-Аланией» из Владикавказа. Зенитовские фаны были и на этом матче. Но их банер не имел связи с этим событием, а был направлен в защиту любимого тренера Павла Фёдоровича Садырина, которого как раз в те дни «ушли» из «Зенита». Через несколько дней фанатами на Дворцовой площади была устроена демонстрация, и у подножия Александровской колонны был расправлен флаг, абсолютно схожий с «самурайским» флагом; только написано на нём было «Садырин», причём буквы были вырезаны из материи и пришиты. Увы, фанатские акции никакого результата не принесли. Павел Фёдорович был уволен. Но, по крайней мере, он знал, что питерские болельщики его любят и всегда готовы за него постоять. А упомянутый флаг вывешивался ещё на нескольких матчах следующего сезона, после чего предприимчивые купчинские фанаты заменили надпись на нём на «Купчино».

 

В следующем сезоне развитие перфоманса продолжалось. Появлялись новые творения, суппортёры старались проносить на свой сектор как можно больше фаеров. То тут, то там начинали дымиться неприятно пахнущие газеты, пропитанные селитрой. После того, как на матче с ЦСКА было использовано целых 5 дымовых шашек, милицейское руководство запретило вывешивать баннеры на решётки.

 

Согласно доводам милиционеров, баннеры загораживали сотрудникам обзор сектора, что мешало им пресекать использование пиротехники. Однако к тому времени у «зенитчиков» уже был самый большой в России баннер-«покрывало» размером 13,5х25 метров. В его центре красовался щит со словом «Зенит», а бока состояли из сине-бело-голубых горизонтальных полос. В свёрнутом виде он находился на первом ряду и периодически расправлялся над головами, закрывая почти весь 13-й сектор. Данным средством и воспользовались фанаты уже в 1998 году, запалив под расправленным «покрывалом» очередную дымовую шашку.

 

    

Найти компромисс с правоохранительными органами питерцам так и не удавалось, несмотря даже на то, что руководство клуба выступало на их стороне. Оно понимало, что санкционирование использования пиротехники даст дополнительный эмоциональный импульс трибунам, стимулирует поддержку команды. Однако милиция имела другую точку зрения. Фанаты воспринимались ей как агрессивная, непредсказуемая и малоуправляемая толпа, а пиротехника – как запрещённый к проносу и опасный для посетителей стадиона предмет.

 

Противостояние продолжалось. На ключевые матчи фанаты проносили всё больше и больше фальшфейеров, но договориться с ГУВД удалось только в 2003-м году. Тогда было достигнуто джентльменское соглашение, результатом которого стало вспыхнувшее сотней файеров слово «Питер» на матче с ЦСКА. И публика, и функционеры были в восторге от красоты, масштабности и организованности акции. Ведь все фаера, прогорев, были затушены прямо на трибуне. На поле не вылетело ни одного! Таким образом питерским фанатам удалось убедить всех, что им можно доверять в плане организации фаер-шоу. С этого момента различные слова и аббревиатуры, выложенные горящими файерами, стали появляться чуть ли не на каждом ключевом матче.

 

Количество баннеров, вывешиваемых на решётки, также росло в геометрической прогрессии. Они стали появляться почти на каждом секторе. 13-14 сектора в том же 2003-м году порадовали новым «покрывалом» в виде футболки с 12-м номером – ещё одним легендарным баннером. Но очередной прорыв в визуалке начался, когда за дело взялась группа людей, изначально входившая в Клуб Болельщиков, базирующийся на 10-м секторе.

 

Сначала они изготовили несколько больших флагов размером примерно 3,5х3,5 метра. Постепенно количество флагов увеличивалось, и 10-й сектор стал самым красочным сектором на «Петровском». При выходе команд на поле стали производиться салюты из нескольких сотен кассовых лент. На одном из матчей 2004 года акция с лентами была проведена совместно с 13-м сектором; общее количество лент составило 2000. В 2004 году около десятка больших флагов появилось и на 13-м секторе.

 

    

Ну, а что было дальше, вы и сами хорошо знаете.. Как известно, начиная с 2005-го место на 11-м секторе заняла новая организация, что дало возможность увеличить масштабность, частоту и качество визуальных акций 10-го (кстати, в 2005 году группа, занимающаяся на этом секторе визуальным перфомансом, отделилась от Клуба Болельщиков и существует теперь автономно). Некоторые визуальные акции проводились уже и в согласовании с 13-14-м.

 

Масштабный визуальный перфоманс стал привычен и на выездах. Начало этому положил матч 2005 года в Москве с ЦСКА, а в этом году впечатляющие акции были проведены на «Спартаке» и на встрече с тем же армейским коллективом. Естественно, необходимо отметить, что, несмотря на свою молодость, «11-й сектор» уже выступал в организации этих акций на первых ролях. Всё только начинается :)



Обсудить в форуме...



Rambler's Top100

© landscrona.ru  |  Web-диз.: m.